Комплекс «Школа – Вуз – Завод»

   В конце 80-х годов начались проблемы с количеством и качеством абитуриентов, поступающих в Московский Энергетический институт на сложные специальности, например, Котло– и реакторостроение. В перспективе ожидался провал в обеспечении кадрами предприятий отечественного Энергетического машиностроения к концу 20 началу 21 века. В 90-ые годы руководством одного из крупнейших предприятий, обеспечивающих энергетическую безопасность России – АО «Подольский машиностроительный завод» (АО «ЗиО») (ранее ИК «ЗиОМар») были предприняты совместно с кафедрой Моделирования и проектирования энергетических установок, МиПЭУ, (ранее Парогенераторостроения) действия, направленные на решение ряда задач. Главной задачей для кафедры была задача по созданию в процессе подготовки студентов кадрового резерва для завода. А для завода - задача формирования новой кадровой политики, ориентированной на работу в новых условиях: обеспечение завода высококвалифицированными инженерными и научными кадрами.

                      Головной офис ЗиО.jpg                       

 Головной офис г.Подольск

    Специалист, прежде чем придет на завод, должен пройти большой путь. После выбора школьником физико–математического направления в 9 классе, поступления и учёбы в профильном ВУЗе нужно не менее девяти лет до пополнения кадрового состава специалистов предприятия.В 1987 году в МЭИ был создан Факультет довузовской подготовки (ФДП) с целью объединения на общей научно-методической основе тех форм образования, которые могли способствовать повышению уровня физико-математической и начальной профессиональной подготовки молодежи к поступлению в высшие учебные заведения и адаптации в процессе последующего обучения. Одновременно с ним создавался Учебный Комплекс «Школа – Вуз Завод» при МЭИ.

IMG-20190114-WA0001.jpg 

Учебный Комплекс "Школа - Вуз - Завод" при МЭИ

    Задачей самого Комплекса было через взаимодействие высшей и средней школы повысить качество среднего образования и интеллектуального развития, в наиболее удобной для учащихся форме обеспечить завершение среднего образования при углубленном изучении ряда дисциплин.

    Совместная работа преподавателей вуза и учителей школ позволяет обеспечить углубленное преподавание базовых для технического университета дисциплин физики, математики, информатики, химии, иностранного языка, а также начальную профессиональную ориентацию по специальностям университета. Введение в организацию учебного процесса элементов вузовской системы, например, лекционно-семинарских занятий, способствуют улучшению адаптации при последующем обучении в университете. Это всё является особенностью работы Комплекса.

    32 года назад кафедра Парогенераторостроения (с марта 2020 года Моделирование и Проектирование Энергетических Установок) начала работать с лицеями №№1 и 23 и гимназией №4 г. Подольска, а также со школой – лабораторией № 199 г. Москвы.

     Учебный Комплекс «Школа – Вуз Завод» при МЭИ играет огромную роль в просветительской работе по ознакомлению школьников с направлениями и профилями МЭИ, в подготовке школьников к поступлению в 10-е профильные физико – математические классы, в расширении и укреплении знаний по физике и математике, проводя дополнительные занятия с привлечением преподавателей высшей школы.

   Но руководство и преподаватели кафедры прекрасно понимали, что заинтересовать школьников поступать в НИУ «МЭИ», заинтересовать конкретной специальностью, мало. Нужна заинтересованность предприятий в выпускниках конкретной специальности.

   В конце 90-х годов началась реформа энергетической отрасли. Машиностроительному заводу в Подольске был необходим большой штат инженеров-конструкторов, которые бы обладали необходимыми знаниями и умениями.

   Создание Расчетно – Аналитического Центра на территории кафедры МиПЭУ НИУ «МЭИ» и Расчётно – Аналитического Отдела на территории АО «Подольский машиностроительный завод» (АО «ЗиО») произошло по нескольким причинам. Прежде всего, АО «ЗиО» отметило комплексную подготовку специалистов на кафедре, охватывающую широкий спектр основного и вспомогательного энергетического оборудования и научные и инженерные работы кафедры, получившие широкое распространение в отрасли.

   Необходимо повторить, что штат РАЦ укомплектован преподавателями кафедры МиПЭУ (ПГС), оформленными по совместительству на заводе, и лучшими выпускниками кафедры, прошедшими специальную подготовку на завершающих этапах обучения в университете.

   Студенты, ориентированные на последующую работу на заводе, также являются сотрудниками РАЦ, оформленными в качестве техников-конструкторов. Все они выполняли и выполняют дипломное проектирование в Центре по техническим заданиям, согласованным с руководством завода. В последние годы учёбы студенты проходят практику и выполняют выпускные работы сразу в конструкторских отделах завода. Это позволяет им подготовиться к специфике проводимых работ в отделе и повысить качество собственной подготовки как конструкторов. Частично, это связано с предоставлением заводом жилья на время обучения и работы молодых специалистов.

   Силами студентов и сотрудников кафедры МиПЭУ выполнены порядка 50 –ти проектных разработок (в объеме эскизно-технического проекта) газомазутных паровых и водогрейных, пылеугольных котлов, котлов утилизаторов,твердотопливных паровых и водогрейных котлов. Часть работ носят исследовательский характер и относится к перспективным технологиям, таким как котлы с кипящим слоем, котлы-утилизаторы ПГУ и успешно внедряются в производство.

ЗИО в 2020.jpg 

АО"ЗиО" в 2020 году

   Через АО «ЗиО» прошли более 160 выпускников кафедры МиПЭУ (ПГС) НИУ «МЭИ», около 87 выпускников кафедры работают по настоящее время. 8 из них поднялись по карьерной лестнице до начальников отделов. Специалисты и руководство АО «ЗиО» отмечают высокий уровень подготовки выпускников МЭИ, владение современными технологиями проектирования теплоэнергетического оборудования, глубокие знания по специальности.

   В 2001 г. по инициативе трёх сторон, кафедры Парогенераторостроения (ПГС), в настоящее время МиПЭУ, ИК «ЗиОМАР», в настоящее время АО «ЗиО» и МОУ "Лицей №1" г. Подольск начал работать Комплекс «Школа – Вуз – Завод».

   В Договоре прописаны обязанности всех сторон.

   АО «Подольский машиностроительный завод» (АО «ЗиО») имеет обязательства перед МОУ «Лицей №1» г. Подольска и каф. МиПЭУ НИУ «МЭИ», как и остальные участники договора имеют свои обязательства между всеми сторонами.

•разработаны совместные планы профессиональной ориентации обучающихся в Лицее и на кафедре МиПЭУ;

•на базе Лицея создана и работает много лет школа «Мы – будущее энергетики», в которой участвуют школьники, начиная с 7 класса;

•разработаны и утверждены образовательные программы элективных курсов (курсов профориентационной направленности, информационных курсов, предметно-ориентированных и меж-предметных курсов по выбору и др.) с привлечением представителей Лицея, Вуза и Завода. Последние три года дополнительные занятия по физике ведут преподаватели МФТИ и МИФИ;

•учителями МОУ "Лицей №1" г. Подольск совместно с представителем кафедры МиПЭУ, курирующей студентов направления 13.03.03, проводится анализ результатов первой сессии по предметам естественно – научного направления для более пристального внимания тем разделам в старших классах, которые вызывают трудности во время учебы на 1 курсе.

•организуются и проводятся профориентационные мероприятия для обучающихся (практика для 10-х классов на базе кафедры МиПЭУ, классные часы, практика студентов на базе производственных мест, предоставляемых АО «ЗиО», экскурсии на профильные предприятия (Музей ПАО «Мосэнерго», предприятия ПАО «Мосэнерго», Первая в мире атомная станция в Обнинске, ООО «Стройиндустрия» (производственная площадка завода), МУП «Подольская электросеть»), тематические беседы, встречи, презентации и др.) с привлечением представителей Лицея, Вуза и Завода;

•все три стороны формируют и поддерживают информационно-справочные материалы (стенды), как наглядное пособие, показывающее связь между МОУ «Лицей №1» г. Подольск, НИУ «МЭИ» и АО «Подольский машиностроительный завод» (АО ЗиО);

•ВУЗ привлекает обучающихся в Лицее и представителей Завода на Дни открытых дверей в НИУ «МЭИ», а выпускников профильных классов на олимпиады по физике и математике, проводимые для учащихся 11 класса в НИУ «МЭИ»;

•работники Завода и преподаватели НИУ «МЭИ» приглашаются на ученические и родительские собрания, на классные часы;

•в МЭИ на кафедре МиПЭУ осуществляется курирование студентов совместно со специалистом АО «ЗиО». Им помогают освоится с распорядком учебного процесса и помогают с последующим трудоустройством.

     Главной задачей работы со школьниками является развитие интереса у школьников, начиная с 7 класса, к естественным наукам для поступления в профильный 10 физико – математический класс Комплекса «Школа – Вуз – Завод» при МЭИ.

     За время этого 157 школьников прошли только через кафедру МиПЭУ и Институт Энергомашиностроения и Механики.

     Большое количество выпускников профильных классов поступили и закончили другие кафедры НИУ «МЭИ».

    Начало работы центра совпало с развитием в отечественном Энергетическом машиностроении современных программ расчёта теплоэнергетического оборудования. Наиболее известны из них ANSYS, FlowVision, Boiler Designer, Furnace, FrnCFB. На первом этапе они были освоены сотрудниками АО «ЗиО» и кафедры МиПЭУ (ПГС) НИУ «МЭИ». После этого навыки по работе с программами преподавались студентам в зависимости от поставленных задач и объекта проектирования или исследования в рамках изучаемых дисциплин и выполнения выпускной квалификационной работы.

    Проектирование и исследование процессов в топочно-горелочном устройстве проводились при помощи программ ANSYS, FlowVision. Тепловой расчёт, проверка надёжности и определение динамических характеристик котла, проводились в программе Boiler Designer, в развитие которой огромный вклад внесли сотрудники кафедры МиПЭУ (ПГС) НИУ «МЭИ» и АО «ЗиО». Программа Furnace, которая является оригинальной разработкой кафедры, использовалась для позонного расчёта топки, необходимого для совместного моделирования сложных топочных процессов и остальных элементов котла.

    Выполнение выпускных квалификационных работ было связано с проведением различных поисковых решений на стадии технического предложения.

    Комплекс «Школа – Вуз – Завод» показал возможность активного сотрудничества заинтересованных друг в друге образовательных организаций и производства. МЭИ нужны подготовленные и профориентированные абитуриенты, заводу нужны квалифицированные специалисты.

   Результатом работы со школьниками, начиная с 7 класса, является развитие интереса к математике и физике, поступление в класс с физико – математическим направлением, получение результатов ЕГЭ, которые дают возможность поступления в НИУ «МЭИ». Студенты, поступившие на 1 курс, с первого дня получают кураторскую помощь, направленную на успешную учёбу и своевременное решение возникающих проблем.

   Расчетно-Аналитический Центр организовал подготовку высококвалифицированных кадров. Они могут решать различные задачи по проектированию и исследованию энергетического оборудования. Ключ успеха центра состоит в заинтересованности работодателя АО «Подольский машиностроительный завод» в квалифицированных инженерах-конструкторах и в стремлении преподавателей повышать свою квалификацию и передавать максимум своих знаний студентам.

    Только благодаря непрерывной работе преподавателей со школьниками Лицея, начиная с 7 класса, работе в РАЦ со студентами кафедры на реальных энергетических объектах, удалось получить высокое качество новых специалистов и полноценно подготовить их к работе и выполнению всех производственных задач АО «ЗиО».


Организация деятельности Школы

    В рамках проекта «Школа – Вуз – Завод» на базе МОУ «Лицей №1» г. Подольск при поддержке АО «Подольский машиностроительный завод (АО «ЗиО») создана Школа «Мы - будущее энергетики»- детский образовательный проект для детей в возрасте 10-18 лет. Школа начала свою работу с 2001года.
Программы Школы составлены учителями МОУ «Лицей №1» г. Подольск совместно с инженерами АО «Подольский машиностроительный завод (АО «ЗиО») с учётом возраста детей. Учебные программы включают в себя работу в Детско-юношеской школе «Юный энергетик» при ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ».Школа работает в течение учебного года (с сентября по май).

    Организатор общается с учениками школы и их представителями лично, через сайт www.schools.school.mosreg.ru.

    Актуальная информация о мероприятиях представляется на сайте www.schools.school.mosreg.ru.
    Ведущими занятий в Школе являются инженеры и специалисты в области энергетики АО «Подольский машиностроительный завод (АО «ЗиО»), ученые и преподаватели ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» и других ВУЗов. Привлекаются сотрудники музеев и компаний, связанных с энергетической отраслью.
   Организатор несет ответственность за детей в течение всего времени проведения занятий согласно расписанию.
   Вся информация об отмене или переносе занятий также своевременно публикуется на сайте www.schools.school.mosreg.ru.



 ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий в рамках сотрудничества по организации и проведению профориентированной работы с обучающимися между АО"Подольский машиностроительный завод" и МОУ "Лицей №1"


Школа "Мы - будущее энергетики"

Возрастная категория - 14-18 лет

2022-2023 учебный год

​№пп​Наименование мероприятия​Сроки​Для заметок
​1.Анонсирование деятельности Школы … (информационные стенды, Школьный портал, сайт лицея)​В течение учебного 22/23 года​Название проекта обсудим​
​2.Встреча представителей АО «Подольский машиностроительный завод» и каф МиПЭУ НИУ МЭИ с обучающимися 7-8 классов​​В течение учебного 22/23 года
​3.Встреча представителей АО «Подольский машиностроительный завод» и каф МиПЭУ НИУ МЭИ с обучающимися 9-11 классов​В течение учебного 22/23 года​
​4.Обзорная экскурсия в АО «Подольский машиностроительный завод», 9-11 классы​В течение учебного 22/23 года​
​5.Проведение родительских собраний в 7-11 классах с участием представителей АО «Подольский машиностроительный завод» и каф МиПЭУ НИУ МЭИ​Декабрь 2022, далее по планам классных руководителей​
​6.Экскурсии в НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ​По договоренности с НИУ МЭИ и НИЯУ МИФИ, в течение учебного 22/23 года​
​7.Дни открытых дверей в НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ​В соответствии с планом НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ​
​8.«Знакомство с профессией». Цикл занятий по рекламе специальностей с посещением АО «Подольский машиностроительный завод»​По договоренности с АО «Подольский машиностроительный завод», в течение года​
​9.Занятия в рамках внеурочной деятельности в Детско-юношеской школе «Юный Энергетик» при Московском энергетическом институте (учебные программы для обучающихся 10-11 лет, 12-13, 14-15)​​https://teenenergy.ruДля отдельных ребят, так как занятия платные​
​10.«Инженерные субботы» в рамках просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы»​​В соответствии с календарем http://us.dogm.mos.ruАпрель 2023.
Беспилотники. ГКНПЦ им М.В.Хруничева и т.д.​
​11.Экскурсия в г. Обнинск​​Май 2023
​12.Участие в профильных олимпиадах, научно-практических конференциях («Надежда энергетики», «Росатом», «Физтех», «Потенциал» и т.д.)​​В соответствии с планом научно-практических конференцийМежшкольный курс по физике для подготовке к олимпиадам в рамках​школы «Мы – будущее Энергетики»
​13.Празднование Дня российской науки​08 февраля 2023
​14.Практика 10-х классов, Князькова Н.А.​Май - июнь 2023
​15.Проект – фантазия Тепловые электрические станции 22 века​​Сентябрь 2023
​16.Участие в тематических сменах «Школа молодого энергетика» во Всероссийском детском центре «Арт - Смена», Анапский район, Краснодарский край. Предложение НИУ МЭИ​​С 8 по 10 летние смены 2023По желанию родителей​



ОТКРЫТИЕ ПРОЕКТНО-ОТРАСЛЕВОЙ ЛАБОРАТОРИИ

16 сентября 2022 года в МОУ "Лицей №1", входящего в комплекс "Школа - ВУЗ - Завод" открылась проектно-отраслевая лаборатория. Основные цели, реализуемые в рамках лаборатории,- развитие творческой и исследовательской деятельности обучающихся через проектные работы.

Оборудование позволяет смоделировать многие физические и химические процессы, которые составляют основу атомной энергетики. В рамках внеурочной и проектной деятельности учащиеся десятого и одиннадцатого классов выполняют проектные работы по физике, информатике, химии.

Для коллектива лицея развитие проектной деятельности - одна из самых важных задач. Каждый реализованный проект - это возможность применения предметных знаний на практике, опыт исследовательской деятельности, формирование устойчивой мотивации на профессиональную деятельность.

Все это со временем позволит подготовить инженера, способного творчески трудиться на предприятиях атомной отрасли.