Description
  
  
  
  
  
  

16  и 18 ноября студенты С-02-20 и С-02-19 посетили ГЭС им. П. Г. Смидовича (Государственная электрическая станция № 1) — одну из старейших действующих тепловых электростанций России. 

Это поездка входит в план регулярных посещений объектов ПАО «МосЭнерго».

Студенты нашего профиля должны знать историю развития энергетики в России.

Проводил экскурсию Начальник Службы Совершенствования Эксплуатации ГЭС 1 Сурканов Никита Олегович.

ГЭС-1 построена акционерным «Обществом электрического освещения 1886 года» по указу императора Александра III и была первой станцией, дающей переменный ток. Строительство станции началось в 1896 году, а 28 ноября 1897 года состоялся пуск её первой очереди мощностью 3,3 МВт. В это время в Москве работала только одна электростанция — центральная электростанция постоянного тока «Георгиевская» мощностью 1,5 МВт, построенная в 1888 году на ул. Большая Дмитровка (сейчас в её здании расположен Московский государственный выставочный зал Новый Манеж).

Через семь лет после начала работы мощность ГЭС-1 достигла 10,5 МВт. На станции были установлены работающие на нефти котлы компании «Siemens & Linz», а также паровые поршневые машины и генераторы компании «Siemens & Halske AG» мощностью 450 кВт.

В 1899—1900 годах МГЭС-1 обеспечивала электричеством линии первых московских трамваев. 15 февраля 1907 года была введена в строй ещё одна московская станция — МГЭС-2 «Трамвайная» мощностью 6 МВт[1], построенная Городской управой Москвы.

В ноябре 1907 года завершена постройка нового машинного зала и котельной — вторая очередь Раушской станции

В связи с трудностями, возникшими в ходе Первой мировой войны, ГЭС-1 в 1915 году была переведена на подмосковный торф.

А что увидели ребята?

Потёртые ступени лестницы XIX столетия ведут в святая святых — к главному щиту управления ГЭС-1. На нём расположены приборы и ключи управления всеми распределительными устройствами станции. Здесь несут круглосуточное дежурство сотрудники ГЭС-1, отвечающие за её надёжную работу. Среди них и начальник смены станции, которого в шутку называют ночным директором.

Приборы показывают частоту сети, напряжение и нагрузку трансформаторов, параметры генераторов турбин, параметры воды, которая уходит в городские сети.

Задача сотрудников на щите управления — следить за состоянием главной электрической схемы и надёжной работой оборудования, чтобы всё было исправно. Если что-то пошло не так, загорятся сигнальные табло, указывающие на оборудование, в котором произошёл сбой.

Машинных залов на станции два. Они пережили несколько реконструкций, последнюю — в 2007 году. «Она выполнена с использованием современных материалов, но в соответствии с историческим обликом станции», — говорит Алексей Шувалов. А вот клёпаные складные ворота между машинным залом и котельным отделением — те самые, царских времён.

Вдоль одной из стен тянется зелёный балкончик в духе арт-деко, на другой — часы с завитками, на третьей — стилизованные под старину фонари.

В зале идет ремонт. Станция готовится к своему 125-летию.

Всего на станции установлено шесть турбин, все они изготовлены на Калужском турбинном заводе. Самой «старой» из них 23 года. А вот в котельном отделении есть техника и постарше.

Котельное отделение внешне выглядит не так привлекательно, зато у него историческая изюминка: здесь соседствуют самый новый котёл, установленный в 2012 году, и два самых старых. Есть ещё два котла “Бабкок — Вилькокс", английских. Точно такие же стояли на знаменитом “Титанике". С 1931 года их, конечно, ремонтировали, и они до сих пор работают исправно и надёжно. Котлы меняются на разработку Подольского машиностроительного завода «АО «ЗиО».

Здесь тоже есть свой щит управления, который показывает параметры работы энергетических котлов. Такой щит нужен для старых котлов, а новыми управляют операторы — машинисты котлов — с помощью компьютеров.

IMG_20221116_112928.jpg

16.11.202221/events/Pages/newsitem.aspx?num=2116.11.2022
​​​​